Круглосуточно!
Сб.- Вс. 9.00-21.00
Каталог товаров
Производители
Все производители

Автомобильный аккумулятор. Эволюция, конструкция, особенности

При реакциях, проходящих внутри аккумулятора, участвуют:

- двуокись свинца на положительном электроде;

- губчатый свинец на отрицательном электроде;

- серная кислота, или её водный раствор – электролит.

При разряде аккумулятора активные материалы и отрицательного и положительного электродов под воздействием серной кислоты превращаются в сульфат свинца, что ведёт к снижению плотности электролита. При заряде аккумулятора происходит обратный процесс, и плотность электролита возрастает. При значительном превышении времени заряда вода разлагается и уменьшается её количество в батареи. Ранее это вызывало необходимость постоянного контроля плотности электролита.

Конструктивно аккумулятор состоит из пространственно разделённых разноимённых электродов, погружённых в электролит и помещённых в прочный корпус, устойчивый к агрессивным веществам.

Для обычных автомобильных аккумуляторов недостатком является то, что сурьма, содержащаяся в сплаве положительного электрода, переходит в электролит и затем оседает на отрицательном электроде. Вследствие этого понижается напряжение и начинается газовыделения, из-за чего происходит потеря воды.

В процессе развития технологии и оборудования для производства аккумуляторов появились так называемые необслуживаемые аккумуляторы. Для изготовления токоотводов в них использовали сплавы с пониженным содержанием сурьмы или совсем без неё. Это позволило значительно снизить газовыделение и обеспечить эксплуатацию изделий без добавления воды до 2-х и более лет. Саморазряд при этом уменьшился более чем в шесть раз. Дальнейшие работы в этом направлении – совершенствование технологии, работа с материалами – привели к созданию аккумуляторов, токоотводы которых изготавливались из свинцово-кальциевого сплава с многочисленными добавками. Вследствие этого потери ёмкости при глубоком разряде стали меньше, а потери воды почти прекратились. Результатом этого стало появление аккумулятора без отверстий для заливки воды, т.е. полностью необслуживаемого. Такому изменению, исключению отверстий для долива воды, способствовало также создание систем регулирования зарядного напряжения с высокой точностью. Такие аккумуляторы имеют обычно индикатор заряда, что даёт информацию о текущем состоянии батареи.

Дальнейшим этапов в развитии аккумуляторов стало применение гелеобразного электролита. Такие батареи называются герметизированными. Они при эксплуатации требуют ещё более жёсткого допуска на величину зарядного напряжения. При совсем небольшом превышении зарядного напряжения может начаться бурное газовыделение, которое ведёт к потере работоспособности батареи. Это накладывает определённые ограничения на применение таких аккумуляторов на автомобиле.

Важным параметром аккумуляторной батареи является её ёмкость. Определяется она как полученное от аккумулятора количество электричества при его разряде до определённого конечного напряжения. Многие факторы оказывают на неё влияние, в том числе ряд параметров, зависящих от конструктивных особенностей батареи. Измерять её можно несколькими способами, и величина может отличаться в зависимости от метода измерения. Так, емкость при прерывистых стартерных разрядах больше, чем при разряде тем же током постоянно. При понижении температуры разрядная ёмкость понижается из-за увеличения вязкости электролита.

Саморазрядом называется уменьшение ёмкости аккумулятора при внешней разомкнутой цепи. Причиной являются самопроизвольные реакции, происходящие внутри батареи.
27 Сентября 2012

Возврат к списку