Пн - Пт Круглосуточно!
Сб- Вс 9.00-21.00
Каталог товаров
Производители
Все производители

МАЗ и КАМАЗ: «Вперед смотрим вместе»

МАЗ всегда был и остается сегодня результатом союзной интеграции. Почти 70 процентов необходимого ему сырья и деталей поставляется из братской России. Это – химреактивы, лакокрасочная продукция, металл, ГСМ и прочее. И примерно столько же процентов выпущенной в Минске автотехники отправляется обратно, к российским потребителям. А техника эта качественная, многократно проверенная, и, что особенно важно, приспособленная к местным условиям эксплуатации.

Осуществление проекта Минского автозавода было первое для Советского Союза (задолго до КАМАЗа) мероприятие такого рода. История МАЗа своими корнями уходит в далекий 1944 год, когда первые партизаны пришли восстанавливать минские авторемонтные мастерские. Государственный комитет обороны издал постановление о создании Минского автозавода 9 августа 1944 года. Увы, сырьевая база на тот момент была разрушена, запчасти для сборки автомобилей получали из Европы по ленд-лизу. Но уже в октябре 1946 года завод остановил сборку иностранных автомобилей, и начал подготовку к производству отечественных – будущего семейства "МАЗ-200".
Базой для новых автомобилей стал грузовик "ЯАЗ-200", сконструированный мастерами Ярославского автозавода в 1942 году. В начале 1947-го в Минск прибыл опытный образец данного автомобиля, на его основе минчане создали самосвал "МАЗ-205". Пять первых таких самосвалов были сделаны уже к осени и прошли в праздничной колонне перед Домом правительства на октябрьской демонстрации. Вот почему 1947 год считается годом выпуска первого автомобиля "МАЗ".
Уже к 1950 году на МАЗе были собраны две производственные очереди. Завод изготавливал детали для МАЗов, самосвалы, причем на мировом рынке у подобного рода машин не было конкурентов. Как следствие, в 1958 году МАЗ-530, самосвал-сорокатонник, получил Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе. Эта победа стала свидетельством мирового признания, которым и поныне пользуются запчасти МАЗ, пассажирские автобусы, самосвалы и другая продукция предприятия.
Самосвалы "МАЗ-205" изготавливались заводом 18 лет. 31 декабря 1965 года был выпущен последний такой автомобиль, а предприятие перешло на выпуск нового семейства автомобилей "МАЗ-500". Самый последний "МАЗ-205" поставили на постамент у центральной проходной завода. Здесь он стоит и сейчас.
Понятно, базой для инноваций опять послужили машины из Ярославля: осталась характерная закрытая кабина на 3 места с каркасом из дерева и металлической облицовкой. В то же время российским узлы и механизмы заменили на белорусские. В ноябре 1958 года собраны первые образцы нового семейства автомобилей "МАЗ-500" без капота, с опрокидывающейся кабиной над двигателем. Данная модель полностью проектировалась и изготавливалась в Минске.
К концу 60-х годов развитие экономики СССР тормозилось нехваткой парка грузовых автомобилей. Чтобы в несколько раз повысить производительность труда на транспорте, необходимо было создать совершенно новый грузовик. Такую задачу никакой из действующих автозаводов страны выполнить был не в состоянии. Были необходимы абсолютно другие грузовики — удобные, «выносливые», способные результативно использоваться в любых погодных условиях, с грузоподъемностью от 8 до 20 тонн.
Летом 1969 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР принято решение о строительстве комплекса предприятий по сборке большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. 13 декабря 1969 г. началась реализация проекта, вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, рассчитанного на 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год. Географически Набережные Челны являлись самым центром бывшего Союза, реки Волга и Кама и близкое расположение железнодорожных путей решали все вопросы с поставкой сырья, оборудования, стройматериалов, а в скором времени — отправкой грузовиков потребителям. Строительство системы заводов на Каме развернулось на обширной территории в 22 квадратные мили. А пока новейшие грузовые автомобили и тягачи из Минска на базе четырехосных полноприводных колесных шасси стали незаменимыми при освоении труднодоступной холмистой местности данного региона.
Росли производственные мощности на МАЗе, количество модификаций, росло и число правительственных наград, получаемых заводом. Грузовик МАЗ-53352 изготавливался не более пяти лет. Но в историю белорусского автопрома вошел. Появление этой машины было обусловлено необходимостью в автотранспортном cредстве с увеличенной грузовместимостью при сохранении грузоподъемности. Грузовместимость - способность к перевозке разнообразных по объему грузов, в том числе и легких. При помощи такого длиннобазного грузового автомобиля стало возможным перевозить различные народнохозяйственные грузы по дорогам, рассчитанным на пропуск машин с осевой нагрузкой не более 10т.
В скором времени – 29 декабря 1976 г. — Государственная комиссия СССР подписала акт о начале эксплуатации первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Как результат эффективности крупных капиталовложений, автомобили "КамАЗ", что составляли лишь четверть грузового автопарка СССР, занятого на уборке, перевезли 60% собранного урожая 1986 года.

19 мая 1981 года в Минске был собран первый автомобиль "МАЗ-5432" нового перспективного семейства "МАЗ-6422". Эти автопоезда хорошо зарекомендовали себя и получили у дальнобойщиков кличку "СуперМАЗ". И по сей день они массово производятся на Минском автомобильном заводе. Снаружи эти автомобили мало отличаются от "прародителя" семейства (бампер и модернизированная решетка радиатора), однако «начинка» их подвергалась многократным изменениям.
Шло время. «КАМАЗ» из производственного объединения превратился в акционерное общество, здесь были выпущены и полноприводные седельные тягачи КАМАЗ-65226 массой 97 тонн при возможной нагрузке на седельно-сцепное устройство 27 тонн, и среднетоннажные грузовики грузоподъемностью 3–5 т. Беларусь, ранее бывшая довольно важной частью экономики СССР, не стала менее привлекательной для зарубежных инвесторов. В 1996 году получил признание новый модельный ряд МАЗ-5440, а уже в 1997 году было создано совместное белорусско-германское предприятие «МАЗ-МАН», что повысило популярность автомобилей, производимых на заводе, в странах Европы.
По итогам очередного визита руководства российского завода на РУП «МАЗ» было решено действовать вместе на пути продвижения своей продукции. Финансовый кризис, с одной стороны, сыграл нам на пользу, отбросив планы западных автогигантов на послекризисную перспективу. С другой, он переполнил наши склады товаром, сократил прибыли предприятий и заработки рабочих. Натиску конкурентов в дальнейшем и борьбе с экономическими неурядицами белорусские и российские автомобилестроители смогут противостоять только вместе, используя проверенные на протяжении многих лет традиции партнерства.
К примеру, история совместного освоения автостандартов «Евро». Не трудно догадаться, что при помощи их введения пытались оградить рынки Евросоюза для наших автомобилей, способных выдержать конкуренцию и по цене, и по качеству.
В ногу со временем мы идем тоже вместе. Стандарт «Евро-4» будет введен в наших странах только 1 января 2010 года, но на Минском автозаводе, как и на КАМАЗе, подобную технику начали собирать уже давно. А это значит, что европейские дороги будут открыты нашим автомобилям, если, конечно, не подведет «погода» в мировой экономике.
16 Декабря 2010

Возврат к списку