Пн - Пт Круглосуточно!
Сб- Вс 9.00-21.00
Каталог товаров
Производители
Все производители

Рекомендации по эксплуатации автомобиля в мороз. Как завести замерзший двигатель?

Итак, включаем зажигание, запускаем стартер и слышим, что вал вращается тяжелее обычного. На это влияют три первых выше перечисленных фактора.
Начинаем поиск причины от простого к сложному.

Проверяем вязкость масла.

Это можно сделать щупом. Загустевшее масло видно невооруженным глазом.

Как с этим справиться?

Самый распространенный способ – влить в картер стакан бензина и через некоторое время погонять вал. Но лучше это делать вечером после парковки теплой еще машины. Бензин добавляет маслу текучести. Во время работы двигателя бензин улетучивается, не создавая последствий. Вместе с тем, если долго пользоваться таким методом, то это чревато повышенным износом поршней т.к. бензин сушит масло.
Необходимо знать, что качественное зимнее масло не густеет. Густеет старое грязное масло или масло летних марок. Если случилось так, что Вы купили новое зимнее масло, а оно загустело, значит, Вас надули. Немедленно меняйте.
Рекомендуется в зимнее время в картер заливать масла с маркировкой 0W – 5W. Используйте следующее правило для определения минимальной рабочей температуры масла: вычитайте цифру, указанную на маркировке перед W из цифры 35…30. Таким образом, в зимнее время лучше всего подходят «синтетические» и «полусинтетические» масла. Что касается «энергосберегающих» масел, которые появились недавно, надо знать – повышение текучести улучшает износостойкость деталей при трении, но, так же, повышается и течь масла через задубевшие сальники и манжеты.


Когда Вы проверили масло, и оно оказалось в норме, переходим к следующему пункту.
Аккумуляторы автомобильные цены которых зависят от качества, в мороз тоже могут создать проблемы.
Проверяем силу тока, подаваемого аккумуляторной батареей на катушку зажигания и стартер.

Проводим реанимационные мероприятия своему аккумулятору:
- Подогреваем электролит. Для этого заносим аккумулятор в теплое помещение или ставим его на некоторое время в емкость с теплой водой (пробки банок должны быть выше уровня воды). Повышение температуры электролита позволит повысить эффективность аккумулятора до летнего уровня.
- Если Вашему аккумулятору от 3-х лет и больше, не стоит мучиться. Меняйте его на новый. Лучше зимой устанавливать АКБ с силой стартового тока 65 ампер-часов и более. Старую АКБ можете поставить в гараже и продолжить ее эксплуатацию летом.
- Попробуйте зачистить клеммы проводов и хорошо их затянуть.
- Если у Вас возникают проблемы при запуске двигателя, и это повторяется часто, Подзаряжайте аккумулятор с вечера, подключив к зарядному устройству на 5-7 часов.
- Не забывайте, что электролит в зимнее время должен иметь зимнюю концентрацию. Можно добавить концентрированную кислоту в банки (смотрите таблицы значений в справочной литературе).
- Убедитесь, что аккумулятор не расходует свой заряд во время движения автомобиля. Для этого проверьте натяжение ремня генератора. Следует знать, что шкив генератора может проскальзывать и при износе ремня. Износ определяется по глубине посадки ремня. Если наружная поверхность ремня выше ребер шкива, то ремень слабо натянут. Если ниже – ремень изношен и его надо менять.
- Если аккумулятор новый, включите зажигание и фары на 1,5 – 2,0 минуты. Электролит при этом подогреется. Емкость его повысится. Не перегружайте АКБ. Не гоняйте стартер более 15 секунд непрерывно.
- Облегчайте работу стартера при запуске двигателя. Для этого следует выжимать сцепление и отсоединить коленвал от коробки передач. Когда двигатель заведется, постепенно отпускайте сцепление.
- Во время запуска двигателя открываем подсос. Величину открытия определяем опытным путем на слух по работе двигателя. Когда двигатель разогреется, подсос следует уменьшить или убрать совсем.
- Если у Вас карбюраторный двигатель, то стоит подкачать бензин педалью газа. Для инжекторного двигателя подачу топлива контролирует электроника.
- Можно несколько раз включить и выключить зажигание для прокрутки бензонасоса. При этом создастся дополнительное давление в бензопроводе и время запуска двигателя уменьшится.

Очень часто выполнения выше приведенных рекомендаций бывает достаточно, чтобы двигатель запустился. Но если и это не помогает,

проверяем стартер.

Здесь достаточно проверить клемные соединения (они должны быть хорошо затянуты и очищены) и пощупать провода. Если провода горячие, то стартер берет большой ток, но не выдает должной мощности для проворачивания вала мерзлого двигателя. Такой стартер требует ремонта или замены.

Советы мастреров:

Бывают такие случаи, когда Ваш аккумулятор слабый и не позволяет завести машину в сильный мороз, а ехать надо срочно. Вы обращаетесь к соседу за помощью, чтобы «прикурить» от его аккумулятора. Для выполнения этой процедуры нужно знать некоторые нюансы.
- Запускать двигатель от чужого аккумулятора следует, отключив свой. В противном случае, Ваш аккумулятор потянет емкость подключенного чужого аккумулятора. При этом подключенный аккумулятор будет испытывать двойную нагрузку, и могут не выдержать провода.
- Если Вы все-таки решили не отключать свой аккумулятор, а провода подключили к прикуривателю чужой машины, то не спешите сразу запускать двигатель. Дайте время для частичной подзарядки своего аккумулятора.
- Если машина-донор оборудована электронными приборами (коммутатор, мозги), то «прикуривать» надо, предварительно заглушив ее двигатель. Иначе, колебания тока, неожиданные пиковые нагрузки могут вывести электронику из строя. Если же машина оборудована регулятором напряжения, то, наоборот, следует включить двигатель для поддержания необходимого напряжения.
- При подключении чужого аккумулятора к своей машине проверьте надежность соединений. Некачественное крепление проводов не обеспечит требуемую силу тока.
- Если Ваш стартер довольно мощный и способен долго крутить вал без запущенного двигателя, будьте осторожны. Не гоняйте стартер. Помните, что при сухом трении (без масла) происходит повышенный износ всех трущихся поверхностей. 5 минут вращения сухого вала равносильно износу при пробеге 500 км. Может даже произойти заклинивание поршней. Тогда стартер сгорит.

Предупреждение!
Не запускайте свой двигатель от аккумуляторов дизельных авто. У таких автомобилей используется бортовое напряжение 24 В.


Существует и такой способ запуска двигателя, как запуск «с толкача» т.е. при буксировке или толкании автомобиля некоторое время с выжатым сцеплением, а затем, включением 3 передачи. (Скорость толкаемого автомобиля, при этом, должна достигать 30…40км/час.)
- Перед проделыванием такой операции необходимо позаботиться, чтобы буксировочный трос находился подальше от выхлопной трубы тягача, во избежание его перегорания.
- Правило движения на буксире – водитель буксира медленно тянет, а буксируемый тормозит. Если передний будет тормозить, то задний может его догнать или «наступить» на ослабевший и провисший буксировочный трос.
- У инжекторных автомобилей автоматически устанавливаются повышенные обороты при запуске двигателя для его прогрева. Такой автомобиль может при запуске двигателя догнать свой буксир. Следует это знать и учитывать.
- Необходимо определиться с водителем буксира об условных сигналах на случай непредвиденных проблем.
- Не забываем включать аварийные световые сигналы.
- Бывает, что при включении передачи машину начинает болтать или сносить в сторону. Выжимаем сцепление и пробуем включать передачу снова. Причиной является замерзание КПП.
- Когда долго не получается завести машину таким методом, продуйте двигатель. Уберите подсос и выжмите до пола педаль акселератора. Держать надо до первых признаков жизни двигателя. Когда машина завелась, отпускаем педаль и выдвигаем подсос.
- Не желательно заводить машины с катализатором при помощи буксира. Катализатор может забиться несгоревшим топливом.
- Так же не следует заводить с толкача или на буксире машины с коробкой- автоматом.


Следующее проблемное место –

система зажигания.

Поворачиваем ключ в замке зажигания и запускаем стартер. Если вал вращается хорошо, а двигатель чихнул и заглох, и дальше его оживить не удается, значит, разлажена система зажигания. Иногда, очень редко, виновником такого поведения двигателя может быть стартер. Это происходит в случае, если вал двигателя не достаточно раскручен.
Наши действия:

- Прежде всего протираем сухой тряпкой все элементы системы зажигания (свечи, провода, катушку зажигания, крышку трамблера снаружи и внутри, бегунок трамблера). Для осушки влажных поверхностей так же используются специальные осушающие аэрозоли.
СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ! Такие аэрозоли разъедают силиконовое покрытие проводов и выводят их из строя.

- Выворачиваем свечи. Чистим их, прокаливаем, регулируем зазоры между электродами. Если есть запасной комплект, ставим его.

Советы мастеров.
1. Многие опытные водители советуют уменьшить зазор между электродами до 0,2мм для увеличения силы искры. Но при этом есть угроза залить свечи при запуске двигателя.
2. Оставляя машину на морозную ночь, следует хорошо прогреть двигатель. В этом случае на электродах свечей не остается нагара. Такой двигатель легче запустить утром на морозе.


- Отключаем центральный провод трамблера, соединяющий его с катушкой зажигания, и при запущенном стартере, подносим наконечник провода к любому не окрашенному элементу кузова (массе). На расстоянии одного сантиметра от массы между наконечником и кузовом должна проскочить искра. Ее можно увидеть, если машина стоит в тени, или услышать щелчки. Если это происходит, значит, катушка зажигания подает высокое напряжение на трамблер.
- Возвращаем провод на место. Дальше проверяем, как трамблер передает напряжение на свечи. Снимаем провод с любой свечи и проделываем ту же операцию с этим проводом – проверяем на искру. Только этот провод надо держать ближе к массе (5-6 мм.) Искра будет слабее заметна и хуже слышна, чем у центрального провода. Но если ее нет вовсе, значит, не исправен трамблер, или поврежден провод. В целях предосторожности от удара током беритесь за провода через сухую тряпку или какой-либо изолирующий материал.
Чтобы предупредить сбои работы трамблера, до наступления холодов не повредит заехать в сервисный центр и отрегулировать его.
- Если двигатель при запуске в сильный мороз заводится не с первого раза, а каждое «схватывание» становится все продолжительнее, продолжаем запуски стартера. Машина заведется.
- Если первое «схватывание» было многообещающим, а последующие становятся все короче и короче, сделайте паузу на 5-10 минут или попробуйте продуть двигатель – при наличии карбона убираем подсос, жмем на газ до упора и крутим двигатель. После этого пробуем завестись, включив подсос.


Итак, Вы проделали все процедуры в соответствии с перечисленными рекомендациями, а двигатель не запускается. Что дальше?

Проверяем бензин.

Бензин может быть плохого качества, разбавленный водой.
- Первое, что надо сделать, это проверить его летучесть. Плесните немного бензина на землю или утоптанный снег и проведите зажженной спичкой над пятном на высоте 5-6см. Если не вспыхнет – сливайте или улучшайте бензин. Дело в том, что такой бензин с очень малой вероятностью будет зажжен искрой от свечи.
- Второй способ проверки версии, что причиной плохого запуска двигателя является бензин, для карбюраторных двигателей, - можно снять крышку воздушного фильтра, вынуть фильтр и влить немного бензина другой партии непосредственно в карбюратор. Если после этого двигатель «схватит» хотя бы несколько раз, ваша версия верна. Попробуйте несколько раз заливать хороший бензин в карбюратор и повторять запуск. Это может дать положительный результат. Двигатель заведется.
- Бензин с водой может просто не поступать в карбюратор. Бывает, что вода замерзает в бензопроводе. Чаще всего это происходит в районе бензодатчика (модели ВАЗ). Датчик придется снимать и заносить в теплое место, чтобы отогреть его и слить растаявшую воду. Можно закатить машину в обогреваемый гараж, если есть такая возможность.
- В некоторых случаях быстрому запуску двигателя в мороз способствуют спреи «Холодный старт» или «Быстрый пуск». Они состоят из более летучих горючих жидкостей. Впрыскивать впрей следует в карбюратор или в воздухозаборник воздушного фильтра.

Советы мастеров:
1. Если двигатель «схватил» один раз и больше не подает признаков жизни, возможно бензин сильно переохлажден и не испаряется в камере сгорания. Полейте 2-3 литра крутого кипятка на впускной коллектор двигателя. Очень часто этого бывает достаточно, чтобы завести мотор.
2. При смене температуры окружающего воздух с тепла на холод на стенках емкостей образуется конденсат. То же происходит и в пустом или полупустом бензобаке. При ожидании мороза оставляйте машину с полным бензобаком.

Методы проверки исправности топливной системы:

1. В карбюраторном двигателе снимаем шланг подачи топлива с карбона и вручную подкачиваем бензонасос. Бензин должен подаваться по шлангу при подкачке.
2. Качнув бензонасос при подключенном шланге, должна быть подача бензина в карбюратор. Это можно увидеть при снятой крышке воздушного фильтра.
3. В инжекторных автомобилях бензонасос устанавливается в бензобаке. Его жужжание должно быть слышно после включения зажигания.
4. Поступление бензина в камеру сгорания двигателя можно определить по влажности свечей зажигания. Выкручиваем любую свечу и смотрим.
5. Если карбюратор оборудован запорной иглой, то она часто становится причиной прерывания подачи бензина из-за замерзания и «прихватывания».


Подогреватели двигателя.

Современная автомобилестроительная промышленность ведет технические разработки по борьбе с сильными морозами. Сегодня на вооружении водителей уже имеются такие приборы:
- Обычный электрический подогреватель, работающий от электросети (для гаражного пользования). Стоимость его от 100 долларов.
- Отопители автономные, работающие на бензине или дизельном топливе. Стоимость от 500 долларов.
- Аккумуляторы тепла – недавнее изобретение. Стоимость от 200 долларов(российского производства) и от 700 долларов (западных производителей)
- Существуют масляные щупы, подогревающие масло. Работают от АКБ. Имеют таймер на самовключение. Но это опасное удовольствие. Возможная неисправность может закончиться пожаром.
- Существуют системы, (автомобили с электронным зажиганием) позволяющие на некоторое время включить принудительное искробиение для разогрева свечей.

Советы мастеров:

1. Для определения состояния жидкостей в вашем двигателе повесьте на балконе, за окном или во дворе полиэтиленовые или стеклянные бутылочки с маслом и тосолом. Утром посмотрите на состояние жидкостей. Если загустели, готовьтесь к тяжелому запуску двигателя и зарезервируйте дополнительное время.
2. На клеммах АКБ часто можно увидеть налет солей. Их необходимо своевременно очищать. (Можно смыть теплой водой с пищевой содой). Предохранить аккумулятор от их образования можно войлочными кружочками, смоченными маслом и надетыми на клеммы вплотную к корпусу батареи.
3. Во время подготовки к зиме (при смене летних шин на зимние) желательно заменить тормозные колодки. При этом тормозные цилиндры уйдут внутрь и будут защищены от воздействия соли, обильно посыпаемой дорожными службами на обледеневшие дороги.



В заключение еще несколько соображений.

В зимнее время – особенно в районах с суровыми морозными условиями, эксплуатация автомобиля доставляет немало хлопот своим владельцам. Зимняя эксплуатация автомобиля приводит к интенсивному износу всех его систем и узлов.
Некоторые дорожные испытания показывают, что 50…70-километровый пробег автомобиля в 25…27-градусный мороз равнозначен летнему пробегу на 500- 800 километров.
Кузов автомобиля подвергается повышенной коррозии от агрессивности солей, которыми посыпают дорогу. 5-6 лет эксплуатации автомобиля в круглогодичном режиме в крупном городе – и кузов подлежит капитальному ремонту или замене.
Износ двигателя при одном запуске в условиях суровых морозов равносилен летнему износу при пробеге в несколько сотен километров.
Повышенному износу подвержены и резиновые детали автомобиля. На морозе они дубеют. Трущиеся резиновые элементы, задубевшие на морозе, интенсивно изнашиваются, в них развиваются трещины. В результате, появляются течи масла, бензина, охлаждающих жидкостей.
В мороз страдают элементы ходовой части. Амортизаторы при начале движения после запуска стучат, пока не разогреются. От жестких ударов в местах крепления элементов подвески к кузову развиваются трещины.
Таким образом, владельцу автомобиля стоит подумать, есть ли острая необходимость выезжать в дорогу в сильный мороз?
В любом случае, решение остается за хозяином. Следует только помнить, что все имеет свою цену. Зимняя эксплуатация автомобиля обходится значительно дороже, чем летняя.
8 Ноября 2010

Возврат к списку