Не все автовладельцы осведомлены о том, какой именно аккумулятор находится под капотом их авто. Да, многие смогут назвать производителя и вольтаж, но лишь у единиц получится описать конструктивный тип АКБ. А ведь именно этот параметр главным образом определяет качество работы данного узла. В нашем обзоре мы рассмотрим три основных типа автомобильных аккумуляторов, определим их достоинства и недостатки. Но прежде чем мы перейдем к основному обзору, затронем такой важный аспект, как стандарты маркировки АКБ.
Тип АКБ и ее условное обозначение
При выборе аккумуляторной батареи вы можете столкнуться с шестью различными маркировками, скрывающими сведения о технических характеристиках изделия:
- DIN – немецкий стандарт, состоящий из пяти цифр. Первые три сообщают о номинальной емкости, остальные о конструктивных особенностях: крепеж, наличие выводов, ручки и т. д.;
- SAE – американский шифр также выполненный из пяти цифр: типоразмер, полярность, показатель холодной прокрутки;
- ETN – общеевропейский стандарт, состоящий из девяти цифр. Первые три отвечают за емкость, следующие – за конструктивные особенности, и последние три – за общий показатель силы тока;
- JIS – японская маркировка (цифро-буквенная), указывающая на емкость по отношению к работе стартера, габариты аккумулятора, расположение контактов;
- ГОСТ – отечественная маркировка (пять цифр и несколько букв в конце): общее количество зарядных банок, номинальная емкость, материал корпуса АКБ;
- IEC – международный код, указывающий на величину пускового тока при разрядке ниже 8,4 В.
Теперь мы можем переходить к сравнению популярных автомобильных аккумуляторов, работающих на гелевой, кальциевой и литиевой технологиях.
Кальциевые АКБ
Наиболее распространенные источники, предлагаемые большинством профильных магазинов. Для укрепления свинцовых пластин в их состав добавляется кальций. Это препятствует выкипанию электролита и снижению показателя его плотности.
Преимущества:
- малый расход воды;
- стойкость к низким температурам;
- низкий уровень саморазряда.
К недостаткам следует отнести чувствительность к скачкам напряжения бортовой сети, сильному разряду.
Гелевые батареи
В их составе содержится связанный электролит, что предотвращает его потерю при переворачивании, механических повреждениях корпуса.
Достоинства:
- низкий уровень саморазряда;
- может устанавливаться в наклонном положении;
- подача высокого тока;
- восстанавливает емкость на 100% даже в случае полного разряда;
- выдерживает тряски и вибрационные нагрузки;
- эксплуатационный запас не менее 200 циклов.
Из недостатков можно выделить чувствительность к низким температурам и перепадам напряжения. Короткое замыкание способно навсегда вывести аккумулятор из строя.
Литиевые источники
Считаются новым эволюционным витком, поэтому пока не слишком популярны и распространены.
Сильные стороны:
- малый саморазряд;
- высокая емкость;
- износостойкость на уровне 500 циклов;
- малый вес и габариты.
Из имеющихся недостатков особенно выделяется чувствительность к низким температурам, глубокому разряду.
Какой тип АКБ лучше?
Трудно сказать однозначно, но по совокупности качеств золотую середину занимают гелевые источники. Куда важнее не тип аккумулятора, а его производитель. Из отечественных марок уважения заслуживают АКБ «Титан», ПАЗ, АКОМ, «Курск», «Тюмень», агрегаты под маркой «Зверь». Что до иностранных производителей, то среди них стоит отметить корейский бренд Delkor, известные европейские заводы Varta и Bosch, лидера американского рынка – Optima.